Особое внимание я обратил на умение разговаривать. В своих исследованиях условий и факторов здоровья, а так же в поисках причин болезней я исхожу из принципа - в здоровье мелочей нет. Мне даже иногда говорили, что я много трачу времени на мелочи, что есть главные условия, а мелочи - не обязательно исследовать. Но я считаю, что нет мелочей в здоровье: “Ложка дёгтя портит бочку мёда!” Иногда так называемая “мелочь” может привести к трагедии. Громадные плотины обрушиваются, а всё начинается с малой трещинки, с небольшого ручейка!
Разговор, процесс разговора занимает существенную часть нашей жизни. А у некоторых людей это важно и профессионально - учителя, дикторы, лекторы, воспитатели и так далее, то есть многие имеют “разговорный” профиль работы. Поэтому нормально, в строгом соответствии с законом Дыхания уметь говорить нужно обязательно.
Вот и рассмотрим, какой же вред приносит “ненормальный”, то есть не соответствующий закону Дыхания процесс разговора. Можно смело сказать, что ВСЁ человечество НЕ УМЕЕТ нормально разговаривать. Я провожу много наблюдений, встречаюсь по обмену опытом с авторами различных оздоровительных систем, изучаю их труды, бываю за рубежом, и везде одно и то же - практически никто не умеет нормально разговаривать, а авторы разных систем по здоровью абсолютно не занимаются этим вопросом (по крайней мере, я ни разу не встречал за более чем 20 лет занятий здоровьем). А мой вопрос, изучали ли они процесс разговора и его влияние на здоровье человека, вызывает неподдельное удивление. В общем, эта тема открытая, а я хочу её закрыть и поделюсь с вами результатами своих исследований и дам рекомендации, как нормально, не вредя своему здоровью, разговаривать.
Умение говорить, речь даны человеку, как великий дар Природы, но этот дар дан не для того, чтобы мы ухудшали своё здоровье, а для процесса общения, обучения, обмена информацией и так далее. Но как происходит процесс разговора сейчас? Сказав несколько слов, мы делаем вдох ... ртом! Вот и нарушение закона Дыхания, а дальше начинается процесс, о котором мы уже говорили, сушится язык, выделяется вхолостую слюна, включаются вхолостую органы пищеварения, выделяется желудочный сок, который разъедает всё на своём пути, и так всё время в течение всего разговора, подчас по несколько часов. А потом вы идёте обедать или ужинать с отработанными вхолостую органами пищеварения - слюнные железы истощились, а это значит, что предварительная обработка пищи будет неполноценной, количества желудочного сока тоже может не хватить, а это, значит, появятся шлаки и так далее, и так далее, думаю, что дальнейшее вы легко домыслите и сами.
Существует мнение, что желудочный сок не взаимодействует с желудком, то есть не “ест” стенки желудка, кишечника. С этим можно согласиться, но только в случаях, если выполняются “узаконенные” Природой условия нормального функционирования желудочно-кишечного тракта. Это - если мы питаемся предназначенной для человека пищей; если объём съедаемой за один приём пищи нормальный (об этом я скажу при изучении закона Питания); если в желудок и кишечник не попадают крайне вредные и ядовитые вещества такие, как химические лекарства, алкоголь, никотин, питьевые суррогаты и так далее, то вот тогда желудочный сок “ведёт” себя нормально, работая только с пищей. А если мы всё это нарушаем, а это - так, за редчайшим исключением; а если уже есть микроязвочки в желудке, в кишечнике, а в состав желудочного сока входит и кислота, что тогда происходит? Вот так!
А как легко мы простужаемся, если скажем два-три слова в холодную погоду на улице, поздоровались, например, и сразу же вдыхаем холодный воздух ... ртом, а защиты лёгких почти никакой, гланды - это слабая защита, тем более, что многие уже являются инвалидами по удалённым гландам. Вот и болеем всякими ОРЗ, ангинами, многочисленными респираторными заболеваниями, гриппом.
Расскажу об одной ситуации. Когда я организовывал со своими учениками Центр Здоровья “Целитель” при обществе “Знание” города Евпатория, то наряду с организационными вопросами возник вопрос с оплатой больничного листа нашим целителям-методистам. На что я сказал: если наш методист заболеет или заболеет его ребёнок, то никакого больничного листа, никакой оплаты не производить, а этот целитель подлежит немедленному увольнению за ... профессиональную непригодность. Что это за целитель, который себя не может исцелять, сам болеет - это непрофессионально!
Руководители общества “Знание” были удивлены, и всё время наблюдали за моими сотрудниками. Но мы НЕ БОЛЕЛИ, проработав несколько лет, никто из нас не уходил, как говорят, на больничный! Пережили мы, не болея, много всевозможных эпидемий гриппа, холеры и так далее, принимая в день до сотни больных, мы, тем не менее, НИКОГДА не болели. Всё это благодаря тому, что мы НЕ НАРУШАЛИ законов Природы, строго соблюдая УСЗ, в частности закон Дыхания.
У меня есть целая программа реорганизации работы официальной медицины, так вот в этой программе есть пункт: все медицинские работники должны быть здоровыми; при заболеваниях (кроме механических повреждений типа травм) медики должны быть немедленно уволены за профессиональную непригодность. Конечно, этот пункт должен сразу действовать для выпускников медицинских учебных заведений, а всем уже практикующим установить небольшой срок, чтобы стать здоровыми людьми, чтобы можно было личным примером демонстрировать мастерство оздоровления, умение восстанавливать здоровье. Например, Универсальную Систему Здоровья можно освоить за один месяц, а навсегда избавиться от всех болезней можно в течение полугода, максимум года.
В моей просветительской деятельности (кстати, не только мною, но и очень многими специалистами натуральной медицины) отмечены критические замечания в адрес официальной медицины и её методов лечения. Но критика должна быть обоснованной и конструктивной, поэтому я составил целую Программу реорганизации методов лечения, применяемых официальной медицины.
Конечно, эта Программа вряд ли будет применена в ближайшие годы, если не десятилетия, даже частично. Но энтузиасты от Природы не должны отчаиваться и, несмотря на яростное сопротивление официальной медицины, нести знания о законах Природы людям, демонстрируя великолепное здоровье личным примером. Свет непобедим!
Возвращаемся к умению разговаривать. Можно ли избежать тех пагубных, перечисленных выше только некоторых, далеко не всех последствий при разговоре? Конечно, можно! Не только избежать, но нормальный разговор, нормальная речь будут способствовать укреплению здоровья. Неужели возникают сомнения в мудрости Природы? Нужно только искать, мыслить, и вы всегда получите ответы.
Так как же нужно говорить, что бы не нарушать закон Дыхания? А очень просто: сказать несколько слов и ... закрыть рот, сделать вдох, ... ну, конечно, НОСОМ, и продолжайте говорить, опять после нескольких слов закройте рот и вдохните носом, и так далее. Вот и всё!
Давайте рассмотрим, какие же преимущества даёт нам этот простой, нормальный способ речи.
Первое, и самое главное, мы прекратили нарушать закон Дыхания - вдыхаем только носом. Хочу попутно посоветовать - при любых заболеваниях, да и не только при заболеваниях, а и при всех иных событиях, всегда ищите не просто причину, а нарушение закона. Этот метод поиска причины плохих последствий из-за нарушения законов развивает у человека уважение к любому закону.
Следующим очень важным моментом является то, что воздух, проходя через носовую полость, увлажняется и в ротовую полость после возбуждения голосовых связок поступает увлажнённым, то есть язык не будет пересыхать, а, следовательно, и слюнный аппарат будет “молчать”, значит, и вся пищеварительная система не включится вхолостую. Вот так и петь нужно, и только те песни, исполнение которых возможно только при носовом дыхании.
Обращаюсь к певцам и певицам - сделайте ревизию своего репертуара, отберите те песни, которые будут способствовать вашему здоровью, а не разрушать его. И тогда вы долгие годы будете радовать слушателей своим пением, и ещё, обещаю, что через некоторое время нормального пения произойдёт улучшение голоса, значительно расширится диапазон - это уже проверено.
Следующее улучшение: так как для вдоха носом нужно будет периодически закрывать рот, то будет небольшая пауза в речи, а это делает речь плавной, неторопливой, очень чёткой, ясной, не “съедаются” окончания.
После небольшой практики и упражнений (о них - ниже) весь этот процесс становится автоматическим, не нужно будет следить за тем, что нужно закрывать рот, а автоматизм согласуется с биоритмом организма, поэтому при таком методе речи никогда не бывает у лектора усталости.
Мой личный “рекорд” - 14 часов я читал лекции, делая через каждые 1 час 50 минут 10-минутный перерыв на смену слушателей. За это время я НИ РАЗУ не сделал вдох ртом, я не пил воду, не принимал пищу. Я готов был ещё продолжать чтение лекций, но уже наступила ночь, и не смогли мне обеспечить слушателей те, кто контролировал меня, мой метод речи.
Что ещё? Да, слушатели не устают от приёма информации, так как во время паузы (когда я делаю вдох носом, то на некоторое время появляется пауза) они успевают отдохнуть. Я провёл следующий эксперимент: у меня была встреча, в зале находилось более 250 человек. Я непрерывно читал лекцию ровно 6 часов, начали в 3 часа дня, а в 9 часов вечера я задал вопрос: кто устал меня слушать. Многие даже не заметили, что прошло столько времени, усталости не чувствовали и просили продолжать лекцию. Подобных ситуаций в моей просветительской практике было много. Усвоение учебного материала слушателями идёт намного эффективнее.
Предлагаемый метод речи очень удобен при чтении лекций, проведении учебных занятий: слова не опережает мысли, во время пауз (когда идёт вдох носом и рот закрыт) успеваешь продумать, о чём говорить дальше, уходят эти многочисленные ненужные междометия типа “э... э... э” и так далее, вообще речь становится просто красивой, без неприятных шумных вдохов ртом.
Кстати, у тех, кто перешёл на нормальную речь, хорошо нормализуется деятельность нервной системы, снижается возможность заработать стресс при ссорах. При нормальной речи просто невозможно ругаться. Посмотрите, как люди ругаются: кричат, начинают быстро говорить, “заводятся!” А что происходит, когда человек НОРМАЛЬНО говорит? Сказал несколько слов, закрыл рот и сделал вдох носом, уже “ругательный” темп потерян, при этом включается защитная обратная связь по нервной системе, да и разумные мысли во время паузы успевают появиться: “А стоит ли ругаться? Ругань ещё никогда и никому не помогла?! Себе дороже!”
Подумайте хорошенько над этим, скольких бы мы избежали стрессов, инфарктов, просто испорченного настроения, если бы все говорили так, как я советую: сказали несколько слов, закрыли рот, сделали вдох носом бесшумно, незаметно и опять произнесите несколько слов, и опять закройте рот и так далее, и так продолжайте всю свою жизнь.
Ещё, если у кого-то есть дефект речи, например, лёгкое заикание, то при переходе на нормальную речь оно проходит полностью; среднее и сильное заикание - существенно снижается, и были случаи, когда со временем полностью проходило. Хочется обратиться к логопедам: научитесь сами говорить, как я предлагаю, убедитесь при этом, насколько речь улучшается, а потом учите этому своих пациентов, результативность будет намного выше, уже есть опыт и в этом. Проверено некоторыми логопедами.
Хочу сразу отметить, что нормальной речи научиться трудновато, хотя в моей практике встречались самые разные случаи. Вот некоторые “рекорды” усвоения нормальной речи: один мой знакомый, очень устремлённый к естественности, уже через 10 минут стал нормально разговаривать; были случаи - осваивали за 30 минут, за 1 час; большинство тратит на это от 3-х до 7 дней, этот срок я считаю нормальным. А если человек не научился за 7 дней нормально разговаривать, ну, максимум за 10 дней, значит, он просто не осознал важности этого процесса.
Я иногда говорю, что по тому, как человек научился нормально разговаривать, можно судить об устремлённости человека к своему здоровью.
Чтобы быстро и качественно освоить нормальную речь, я предлагаю следующее упражнение. Оно очень простое, легко выполнимое, проверено уже на многих людях самых разных возрастов.
Вот это упражнение: сесть или встать перед зеркалом (можно обойтись и без зеркала, если его нет; зеркало нужно для того, чтобы включилась зрительная память на положение рта) и начните ВСЛУХ считать до 100 с темпом одна цифра или одно число в секунду, закрывая рот после счёта 5, 10, 15, 20 и так далее через каждое число, кратное 5; делаете вдох носом (при этом старайтесь, чтобы этот вдох был бесшумным, небольшим) и продолжаете считать до следующего числа, кратного 5, опять закрываете рот, делаете вдох носом и продолжаете считать дальше. Идея этого упражнения в том, что нужно вдыхать столько воздуха, сколько необходимо для произнесения определённого “объёма” речевой информации (в нашем случае цифр и чисел, а потом и слов), ну, и конечно, для нормального газообмена, но последнее происходит автоматически, рефлекторно, не очень над этим задумывайтесь.
Счёт вести вслух до 100, если сбились, то начинайте сначала. Упражнение в этой части считается усвоенным, если вы трижды, легко, непринуждённо, без сбоев просчитали до 100. Обратите внимание, что при счёте больших чисел нужно вдыхать соответственно несколько больше воздуха, но старайтесь делать это бесшумно.
Как обучать детей? Первое, самое главное, родители должны стать примером для детей, это касается не только умения дышать, нормально разговаривать, но и всего жизненного уклада в семье в первую очередь.
Привожу цитату великого учёного: “Прежде, чем воспитать ребёнка, необходимо воспитать себя, стать сознательным и хозяином самого себя так, чтобы не подавать дурной пример собственному (да и чужому тоже - А.Б.) ребёнку. Потому что благодаря примеру воспитание становится эффективным. Говорить хорошие слова и давать мудрые советы ребёнку даёт очень малый эффект, если человек не показывает собственный пример истины, которой он учит”.
Запомните великий закон: “Здоровые родители - здоровые дети”, иногда его трактуют так: “Какие родители, такие и дети“. Далее я более подробно коснусь этой темы.
Второе, определите - до какого числа ребёнок умеет считать, примените тот же приём: считать вслух до этого числа, закрывая рот на числах, кратных 5. Если это число меньше 100, то по достижению счёта до этого числа начинайте сначала с тем, чтобы в сумме набрать 100.
Например, ваш ребёнок умеет считать только до 20, следовательно, он считает до 20, закрывая рот для вдоха носом на 5, 10, 15, 20, а затем начинает опять повторять с единицы, и так повторить 5 раз, но чтобы не было ни одного сбоя, если будут сбои, то повторять этот пятикратный счёт до “бессбойного” счёта.
Обратите внимание на темп счёта, темп должен быть не быстрее, чем одна цифра или число в секунду. Всё, что я рекомендую, уже проверено многократно, я это говорю для тех, у кого могут возникнуть сомнения, что это невозможно сделать. У меня принцип - всё максимально проверять на себе, потом рекомендовать своим единомышленникам, обобщая опыт и анализируя результаты; а уж потом, при твёрдом убеждении в правильности и после практического подтверждения, внедрять в жизнь.
После того, как вы уверенно, легко стали считать до 100 - переходите к чтению стихов, текстов, (конечно, вслух) закрывая рот для вдоха носом после стихотворных строф, смысловых частей текста, обращая внимание на бесшумность вдоха носом. Если вы вдохнёте шумно, значит, потребовалось много воздуха, делайте паузы чаще, но не до абсурда - после каждого слова (встречались в моей практике и такие случаи).
И последний этап - это уже повседневная практика, не торопитесь при разговоре, давайте себе мысленно команду закрывать рот после смысловых моментов, и всё. Через некоторое время после такой практики, время строго индивидуально, подобная речь станет рефлекторной, вам уже не нужно будет следить за тем, чтобы закрывать рот для вдоха носом, организм сам будет “знать”, когда это нужно будет делать. Ну, а вершина умения нормально разговаривать достигается, когда это умение “впитывается” в генетический код и передается по наследству.
Вот таким простым упражнением, легко самому научиться и научить других, если, конечно, эти другие захотят научиться нормально разговаривать, если они - разумны.